Понятие идеологии: историческая ретроспектива.

Желание привнести в жизнь политические идеи и принципы известно с древних времен. Ни в период античности, ни в средние века политика не существовала как самостоятельная сфера деятельности, политические взгляды людей являлись частью их философско-мировоззренческих представлений. И только в Новое время, время буржуазных революций и становления капиталистического способа производства, политические идеи стали играть преобразующую роль в обществе и государстве. Исследования белорусских аналитиков за последние два десятка лет показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности и выражением интересов различных социальных групп и слоев. Именно идеология определяет цели политики, направленность политической деятельности, объединяет усилия людей в осуществлении политики. Достигнуть процветания государство может лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на исторических и этнических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и гражданину, на религии и морали.

Термин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси, который возглавлял оппозиционную группу мыслителей по отношению к режиму Наполеона. Данное понятие имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «учение об идеях» (idea – идея, образ; logos – слово, учение). Наиболее известные произведения Дестюта де Траси, в которых излагаются его взгляды на идеологию, – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» и объемный четырехтомный проект реорганизации системы образования «Элементы идеологии». В своей концепции Дестют де Траси рассматривал идеологию в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова идеология – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки. В узком смысле–наука о человеческих способностях (чувства, память, способность суждения, воля) и об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта. По его мнению, идеология социально полезна и должна стать точной, как естественные науки. Главные принципы идеологии, полагал Д. де Трасси, должны составлять фундамент политики. Наполеон Бонапарт запретил учение Дестюта де Траси, считая, что любая идеология не имеет смысла и содержания, а сами идеологи, по его мнению, мечтатели и опасные авантюристы. На группу «идеологов», которую возглавлял Д. де Трасси , и которая выступала оппозиционно по отношению к режиму Наполеона, в последующем будет возложена вина за ошибки во внешней и внутренней политике Франции и за поражение в войне с Россией 1812 года.

Взгляды на идеологию как полезную науку разделяли и другие мыслители того периода, такие как К.Ф. Вольней, Ж. Кабанис и др. Так, К.Ф. Вольней французский политический деятель, утверждал, что в основе действий людей лежит личный интерес и стремление удовлетворить его. Личный интерес может перерасти в общественный и тогда народы поймут преимущества общественного счастья. Представления об общественном счастье нашли свое отражение в программе К.Ф. Вольнея по объединению народов в «Генеральные штаты Европы». Ж. Кабанис французский философ и врач предложил физиологическое обоснование идеологии, полагая, что мозг «выделяет» мысль так же, как печень желчь. Следовательно, понять и изменить общественные явления можно изучив строение и деятельность человеческого организма. Основное его произведение «Отношение между физической и нравственной природой человека».



К. Маркс и Ф. Энгельс подошли к анализу идеологии с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. К. Маркс противопоставлял идеологию науке и рассматривал ее как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал свое положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию. Основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, анализирующие идеологию с классовых позиций, – «Немецкая идеология» и «Святое семейство».

Заслуживают внимания и взгляды на идеологию итальянского социолога и учителя Муссолини В. Парето, который трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический характер политических действий. Но при этом В. Парето отстаивал позицию, что человек, как правило, верит в истинность своих обоснований, а не сознательно лицемерит и признавал за идеологиями важное социальное значение и мобилизующую силу.

На современные представления об идеологии оказали влияние взгляды ученика М.Вебера,немецкого социологаК. Маннгейма (Мангейма, Манхейма), который в идеологии видел способ социально-группового мышления, создающий различные концепции социального мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. К. Маннгейм считал идеологию скорее заблуждением, чем ложью. Он совершенно уверенно ставил научный «диагноз» о кризисном состоянии общества и также уверенно говорил о возможности нахождения выхода из создавшегося положения. В XX в. К. Маннгеймом и В.И. Лениным была пересмотрена теория научного социализма. В.И. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, которая способствует усвоению соответствующей идеологии. Но это не имеет отношения к пролетариату, т. к. его идеология не возникает стихийно, а является результатом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Так впервые вводится используемое В.И. Лениным понятие «научная идеология», носителем которой может быть только пролетарская партия, несущая эту идеологию в массы. Следует отметить, что в это же время развивались и противоположные взгляды на идеологию. Так,Э. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

В середине XX в. такими западными учеными, как Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский и другие была провозглашена, навеянная позитивизмом и технократизмом, теория деидеологизации, или отказа от идеологии. Общество откликнулось на концепцию деидеологизации, т. к. устало от классовых разногласий, Второй мировой войны и ее последствий и поверило, что «благо» скорее достигается научно-технической революцией, а не социальной. С деидеологизацией в Западной Европе 1950-х – 1960х годов связывали не только социально-политическую стабилизацию общества, но и надежды на модернизацию сознания. Теория деидеологизации была опровергнута буквально через два десятилетия, так как материальные богатства не решили проблем западного общества с его гедонистическим образом жизни. Теория реидеологизации, т.е. восстановления идеологии, вытеснила теорию деидеологизации, что нашло свое отражение в таких работах, как «Грядущее постиндустриальное общество», «Опыт социального прогнозирования» Д. Белла и «Шок будущего» Э. Тоффлера, где нашли свое отражение идеи о не способности технократического общества облагородить человека. Материальные блага дают только мимолетное удовлетворение или порождают примитивное чувство превосходства над теми, у кого их нет. В научной литературе выделяют две стандартные модели реидеологизации: либеральную (Ф.Хайек) и консервативную (Д.Белл, З.Бжезинский). В либеральной версии реидеологизации внимание обращается на современное возрождение идеологий, рост числа всевозможных и разнообразных по содержанию идеологических концепций. С точки зрения консервативной концепции реидеологизации выработка тотальной идеологии есть не что иное, как очередная несбыточная мечта, т.е. утопия.

Конец двадцатого века отмечался новым всплеском критики в адрес идеологии, что было связано с кризисом идеологии марксизма-ленинизма, распадом мировой системы социализма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам.

До настоящего времени понятие «идеология» является одним из сложнейших и противоречивых. Идеологию определяют и как совокупность мифов, и как совокупность идей, и как философскую концепцию, и как программные документы политических организаций и т. д. Чаще всего используется понятие идеологии в следующих значениях:

- специфическая система убеждений;

- искаженные или ложные идеи и убеждения;

- любая совокупность идей и убеждений, как истинных, так и ложных.

Большинство рассуждений ученых об идеологии в системе социальных наук Европы представляет собой стремление совместить два первых значения, т. к. это позволяет под идеологией понимать совокупность взглядов, теоретически оформленных и содержащих в себе верования, принимаемые ее носителями бездоказательно. Мы предлагаем разделить точку зрения авторского коллектива под руководством С.Н. Князева, понимая под идеологией социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений, и помнить, что идеология является объединяющим систематизированным способом социально-группового мышления.




5218312752036787.html
5218365320491679.html
    PR.RU™